К открытию VI съезда Союза ректоров России

6 декабря в Москве открывается VI съезд Союза ректоров России. Какие проблемы выносят на обсуждение руководители высших учебных заведений страны?

Завершен важный этап по разработке стратегических направлений модернизации образования. За два с лишним года представлена национальная доктрина образования, Государственной Думой принята Федеральная программа развития образования, губернаторы и Госсовет обсудили проблемы образования и поддержали начатую реформу. Год назад правительство приняло «Концепцию модернизации российского образования на период до 2010 года».

За последние три года в положительную сторону начала меняться ситуация с финансированием образования, которое признано приоритетной сферой интересов государства — прибавка бюджетных средств составила до 50 процентов. Впервые стали выделяться деньги на коммунальные нужды, закупку оборудования, пополнение библиотечного фонда. Реализована программа компьютеризации сельских школ.

Апофеозом политических гарантий высшего руководства страны стало заявление Путина о том, что «государство возвращается в школу». Первый заместитель министра образования Александр Киселёв подчеркивает, что «возвращение государства в школу» означает гарантии доступности, качества и эффективности образования.

Что касается доступности, то за 90-е годы высшее образование не то что не стояло на месте, а просто рвануло вперед. Резко возросло число образовательных учреждений и образовательных программ. Если в середине 80-х годов на 10 тысяч человек приходилось 270 студентов, то сейчас эта цифра составляет 386 человек.

Но следует признать, что и «тёмных лошадок» оказалось немало. Вот лишь один пример, который приводит Александр Киселев: «Не так давно увидел рекламу: Кисловодский институт права — лидер современного образования. На самом деле выясняется, что «лидер» располагается в трехкомнатной квартире. Это говорит о том, что огромное число «дутых» филиалов государственных вузов занимаются тем, что дискредитируют понятие государственного а о высшем образовании. Очевидно, «чистка» уже назрела».
       Первый заместитель министра образования также подчеркивает, что один из явных недостатков высшей школы — её слабый прикладной характер. «Сегодня много говорится о разгрузке образовательных программ. Но я считаю, что студенты должны в поте лица добывать знания. Они станут реальными специалистами лишь тогда, когда будут работать над серьезными проблемами, когда на ранних стадиях своих научных работ почувствуют, что такое реальное производство». Несомненно, что этот вопрос будет обсуждаться участниками съезда.

Доступность высшего образования во многом связывают с появлением единого государственного экзамена (ЕГЭ). В этом году примерно 300 тысяч выпускников 8400 школ в 16 субъектах Федерации сдавали ЕГЭ. Копии свидетельств с оценками, полученными на ЕГЭ, молодые люди, не выезжая из своего города и села, могли направить в любой из 117 вузов страны. Среди них такие вузы, как Финансовая академия при правительстве РФ, Государственный университет — Высшая школа экономики. В результате студентами стали 100 тысяч «егэшников».

Однако отношение к ЕГЭ руководителей вузов далеко не однозначно. Так, ректор Мордовского государственного университете Николай Маркин считает, что вопрос, быть или не быть эксперименту ЕГЭ, уже не стоит. «Нужно чётче отработать форму единого госэкзамена. Не следует ли с введением ЕГЭ отказаться от льгот, которые мы даем медалистам, или вообще отказаться в будущем от медалей?»

Председатель Совета ректоров вузов Республики Марий Эл Геннадий Ощепков считает, что единый госэкзамен недостаточно обеспечен финансово и непонятно, каким образом вузы должны участвовать в решении этой проблемы.

Ректор Ижевского технического университета Иван Абрамов заявляет, что ЕГЭ дает пониженный уровень знаний абитуриентов. «Несмотря на ЕГЭ, мы постараемся сохранить нашу систему либо будем адаптировать учебные программы и учить первокурсников тому, что они должны были пройти в школе».

Руководитель Ижевской медицинской академии Николай Стрелков прямо говорит, что их «не устраивает система оценок ЕГЭ».

А судя по высказываниям ректоров вузов Удмуртии, они намерены дать бой Министерству образования России. И речь идёт даже о том, что будущим летом государственные вузы Удмуртии не будут признавать результаты ЕГЭ в качестве вступительных экзаменов на тех специальностях, где предметы ЕГЭ являются профильными.

Борис Лёвин — ректор Московского государственного университета путей сообщения (МИИТ) считает, что бюджетных средств явно не хватает на содержание вузов. «Упускается из вида тот факт, что утрата позиций, занимаемых в настоящее время высшей школой, невосполнима. Под утратой позиций имею в виду профессорско-преподавательский состав. Например, в МИИТе средний возраст профессоров приближается к пенсионному. Профессоров стремительно «догоняют» и доценты. А где молодые преподаватели, которые должны перенимать у старшего поколения накопленный опыт, знания? Людей, работающих на этих должностях на постоянной основе, практически нет. Потому что ставка заведующего лабораторией, лаборанта, техника сегодня в среднем составляет 200 — 250 рублей. Конечно, мы доплачиваем что-то из средств университета. Как следствие, в основном подрабатывают здесь студенты, что отрицательно сказывается на учебном процессе.

Пройдет года три-четыре, мы потеряем прежние кадры, и никакие денежные вливания не помогут высшей школе. Потому что настоящий педагог может сформироваться только будучи опекаемым очень опытным человеком. В целях сохранения кадров, думается, целесообразно было бы выработать единую отраслевую политику, координирующую деятельность проектно-конструкторских бюро, ВНИИЖТ, отраслевых вузов, создающую среди них здоровую конкуренцию». Следовательно, и эта проблема на Союзе ректоров имеет право на обсуждение.

Очевидно одно: на съезде ректоров страны будут затронуты самые наболевшие проблемы высшей школы. И их предостаточно.
 

(В информации использованы материалы информационных агентств, газеты «Ижевск школьный», статья Равиля Зарипова — «Новая газета»).
 


Похожие позиции: