О концепции русской школы за рубежом

17–18 октября в Москве прошла тематическая конференция, посвященная статусу русского языка за рубежом, в которой приняло участие более 250 наших соотечественников. Конференцию открыл министр иностранных дел России С. Лавров. На пленарных заседаниях выступили руководители Россотрудничества, фонда «Русский мир», Института русского языка им. Пушкина, представители  Русской православной церкви и КСРС из разных стран мира. Отметим выступление руководителя секретариата Европейской хартии региональных языков или языковых меньшинств, представителя Совета Европы Алексея Кожемякова, познакомившего участников конференции с основными международными актами, которые определяют языковую политику Евросоюза в отношении тех или иных языков. Прозвучавшее на конференции предложение к страновым КСРС выступить в 2012 году с гражданской инициативой о придании русскому языку статуса языка национального меньшинства в Евросоюзе заслуживает самой широкой поддержки. Ведь положительное решение по такой инициативе – это столь необходимое обретение русским языком статуса европейского не только по крови, но и в глазах финансовых чиновников Евросоюза, существенный фактор, обосновывающий его наличие в университетских и школьных программах.

В рамках конференции работали секции, на которых рассматривались правовые аспекты статуса русского языка в различных странах, вопросы продвижения российских образовательных услуг на международный рынок, а также концепция русской школы за рубежом, подготовленная по поручению Россотрудничества, которое будет курировать теперь ее реализацию. Поскольку гл. редактор «Златоуста» А.В. Голубева выступала именно на этой секции, остановимся на ее проблематике подробнее. К сожалению, на секции не был предложен какой-то сайт, на котором желающие могли бы ознакомиться с текстом в оригинале.

Концепция русской школы за рубежом (именно такой термин предлагается в документе) разрабатывалась на следующей правовой базе: Конституция РФ, гарантирующая гражданам РФ право на образование, ФЗ РФ «Об образовании» № 3266-1, Указ президента № 1681 (1994 г.) «Об основных направлениях гос. политики РФ в отношении соотечественников, проживающих за рубежом» и ФЗ РФ № 99 на ту же тему (1999 г.)

Основные цели, которые предусмотрены концепцией таковы: обеспечение  конституционного права граждан РФ на получение общедоступного основного общего образования (т.е. 9 классов) на русском языке, конкурентного с образованием, предоставляемым соответствующими структурами зарубежных стран, доступ соотечественников  к российским образовательным программам, создание условия формирования новых поколений, позитивно настроенных к современной России, доступ к российским образовательным услугам соотечественников, проживающих за рубежом, и обеспечение их востребованности соотечественниками.

Русская школа за рубежом должна удовлетворять следующим основным критериям: обучение должно вестись на русском языке с опорой на российские культурные традиции и моральные ценности, оно должно соответствовать государственным образовательным стандартам РФ, подтверждать  конкурентоспособность основного общего образования на русском языке на зарубежном рынке.

На основе добровольной регистрации в Россотрудничестве школы, удовлетворяющие указанным критериям, могут получить сертификат «Русской школы за рубежом»  того или иного уровня. Наличие сертификата позволяет школе участвовать в дальнейшем в различных российских программах поддержки русских школ.

Выделяются следующие 4 типа школ:

1. Школы основного общего образования граждан РФ с преподаванием на русском языке в соответствии с российскими образовательными стандартами, например школы МИД и Россотрудничества.

2. Школы основного общего образования с преподаванием по интегрированным образовательным программам, соответствующим как российским ГОСам, так и стандартам страны пребывания. Это могут быть школы, созданные при участии РФ в рамках межправительственных и межгосударственных соглашений.

3. Национальные общеобразовательные школы с преподаванием на русском языке. Это школы СНГ, негосударственные национальные школы, в том числе с классами с русским языком обучения в национальных школах. Обучение ведется по национальным стандартам.

4. Наконец, русские школы дополнительного образования, выходного дня, воскресные –  с обучением на русском языке и лишь частичным выполнением ГОС РФ. Работа таких школ регулируется национальным законодательством.

Школам указанных типов предполагается предоставление информационной, методической, материально-технической поддержки, а также поддержки в подготовке и профессиональной переподготовке и повышении квалификации кадров.

Итоговая гос. аттестация в соответствии с российскими ГОСами и требованиями ЕГЭ даст выпускникам русских школ возможность продолжить образование в России.

Изложенная концепция вызвала бурную дискуссию в зале. Встал вопрос о дошкольном образовании, которое не упоминалось в концепции. А ведь именно в дошкольном возрасте формируется язык как родной. В итоговую резолюцию конференции (пока не в проект концепции) пункт о дошкольном образовании все же вошел. Далее присутствующих интересовало,  только ли на русском языке должно идти преподавание в русских школах или возможно сочетание с другими языками и в каких пропорциях, как будет выглядеть ЕГЭ школ 3-4 типа, когда будет открыт информационный портал, что делать с негражданами РФ, каково место существующих тестов по русскому языку граждан зарубежных стран в предлагаемой системе (заметим, представитель Россотрудничества НИЧЕГО не знал о системе ТРКИ). К сожалению, ответ на эти вопросы сводился к тому, что пока предложена только концепция в целом без конкретной программы ее реализации,. Была поднята проблема ускорения нострификации ов в России – сегодня она продолжается до 9 месяцев, актуальным остается признание российских ов и ов в странах пребывания, вызвала сомнение целесообразность массовой ориентации на ЕГЭ и российский , ведь в русских зарубежных школах учатся не только российские граждане, но и дети мигрантов из других постсоветских республик. Необходимо повышение квалификации не только русистов, но и школьных предметников, в послеперестроечные годы школьные предметники практически не повышали квалификации в России. Было высказано мнение, что в разных странах отношение к школам второго типа будет неоднозначным, они могут оттянуть лучших учителей и учеников в отдельные показательные школы, что в целом снизит уровень преподавания русского языка и литературы в стране. Упоминались и прямые запреты местных министерств образования (Молдавия, например) на участие в проводимых российскими специалистами образовательных проектах.

В кулуарных беседах специалисты еще раз отметили, что единая концепция русской школы и ближнего, и дальнего зарубежья вызывает сомнения, что  необходимо шире привлекать к обсуждению подобных проектов специалистов из русских зарубежных школ и учитывать опыт других стран. В целом предложенный проект был оценен как необходимый, но пока недостаточно проработанный и нуждающийся в существенных дополнениях.

А. В. Голубева, гл. редактор издательства «Златоуст»


Похожие позиции: