Жизнь фантастична и странна: кончина писателя Вадима Шефнера

Ушел из жизни известный писатель-фантаст Вадим Шефнер. Он не дожил до 87-летия и до последних дней сохранял светлую голову. Общаться с ним всегда было большой радостью, вспоминают те, кто хорошо знал его.

Поэзия и фантастика в произведениях Вадима Шефнера привлекают особой добротой. Сам писатель любил повторять, что сама жизнь подтолкнула его писать фантастику. Родился Вадим Шефнер в Петрограде 12 января 1915 года. В голодное время мать увезла его в деревню к няне, в Тверскую губернию. Там он хорошо запомнил, как по вечерам жгли лучину – керосина не было. Позже он вспоминал об этом с особым трепетом. «Теперь, в век атома, странно сознавать, что я видел это своими глазами, – говорил Вадим Шефнер и добавлял: жизнь фантастична и странна».

Шефнер – автор фантастических повестей «Девушка у обрыва», «Дворец на троих», «Запоздалый стрелок или Крылья провинциала», романа «Лачуга должника», впоследствии объединенные в неоднократно переиздаваемый сборник «Сказки умных». В 1985 году за книгу стихов «Годы и миги» Вадим Шефнер был удостоен Государственной премии России имени Горького, а в 1997 году – Пушкинской премии в области поэзии.

Его прозу, считают критики, лишь условно можно назвать «фантастической». Это – добрая и мудрая пародия с элементами поэтической лирики. Особенно можно выделить повести: «Счастливый неудачник», «Запоздалый стрелок, или Крылья провинциала», «Человек к пятью „не“», или Исповедь простодушного», «Дворец на троих, или Признание холостяка», «Круглая тайна». Особняком стоят повесть «Девушка у обрыва, или Записки Ковригина» и более «жесткая» повесть «Рай на взрывчатке», в которой сатирически изображена попытка построить локальный принудительный «рай».

Самое значительное произведение писателя – многоплановый философско-поэтический роман-притча «Лачуга должника. Роман случайностей, неосторожностей, нелепых крайностей и невозможностей», в которой герой романа с помощью «эликсира бессмертия» доживает до ХХП века и, мучимый чувством вины перед остальными смертными, занимается в далеком будущем своего рода подвижничеством, принося в жертву свою «бессмертную» жизнью в схватке с инопланетными чудовищами.

Повесть-мечта. Так можно назвать его произведение «Девушка у обрыва». Мечта о времени, когда незамутненная корыстью дружба и уважение станут единственно разумной основой отношений между людьми; когда люди будут свободны от всего дурного, унижающего человека как личность; когда даже невзначай причиненная кому-либо обида будет считаться тяжким проступком; когда нынешние призывы беречь и хранить природу войдут в плоть и кровь людей и станут нормой поведения...

Элемент фантастики заключен в аквалиде – универсальном материале, созданном героем повести из воды. Из той самой воды, которая морями и океанами разлилась по лику Земли, толстым слоем льда и снега, как шапкой, покрывает ее полюса, горные вершины и хребты. Допустим на минуту, что аквалид стал реальностью – и тогда сразу же отодвигается опасность, связанная с истощением земных недр, на длительный срок отпадает необходимость в доставке на Землю материалов из космоса, а такие проекты уже сейчас обсуждаются в литературе, и не только фантастической.

Аквалид стал реальностью на страницах фантастической повести как отражение мечты об универсальном материале.

Две небольшие повести «Круглая тайна» и «Дворец на троих» имеют между собой много общего. Общее у них в первую очередь то, что и тут и там герой проводится через своеобразный психологический эксперимент, из которого он выходит как бы «очищенным», победившим в себе змея-искусителя. В «Девушке у обрыва» фантастика служит утверждению будущего, в «Круглой тайне» и «Дворце на троих» – отрицанию прошлого, точнее того в нем, что тянет человека назад, что он должен преодолеть в себе, чтобы приблизить будущее.

Писатели-фантасты – люди с особым складом ума. Они несут мир мечты – золотого сна и им дано предвидеть то, что вполне может станет реальностью через многие годы. Поэтому мир, созданный Вадимом Шефнером, всегда будет манить тех, кто дерзнет заглянуть в будущее.


Похожие позиции: