Габриэль Гарсиа Маркес: «Прожить жизнь, чтобы рассказать ее»

В Колумбии вышла в свет автобиографическая книга великого колумбийского писателя Габриэля Гарсиа Маркеса «Прожить жизнь, чтобы рассказать ее»: воспоминания с раннего детства до 1957 г., когда была опубликована первая книга будущего самого выдающегося представителя жанра «магического реализма» в литературе, лауреата Нобелевской премии в области литературы. По замыслу писателя, его автобиография составит три тома.

Латиноамериканские критики уже отнесли первый том книги к современной классике. Книга открывается фразой: «Жизнь — это не то, что ты прожил, а то, что осталось в твоей памяти».

Габриэль Гарсиа Маркес родился 6 марта 1928 г. в Колумбии в Аракатаке  — небольшом провинциальном городке, расположенном недалеко от побережья Атлантического океана и Колумбии. На формирование Маркеса как писателя оказали влияние бабушка, на которой держался весь дом, и дед, участник гражданской войны 1899–1903 гг. Сам писатель считает, что третьим фактором, определившим его судьбу, является атмосфера дома, в котором он провел детство, быт городка, где тесно переплетались фантастика и реальность. В восьмилетнем возрасте Маркес покидает Аракатаку и учится в интернате г. Сапакиры, где впервые пробует писать. В 1946 г. Маркес поступает на юридический факультет университета в Боготе.

Первый рассказ Маркеса был опубликован в 1947 г., но автор не мыслил сделать литературу основным родом своих занятий. В 1948 г. Маркес переезжает в Картахену, где пытается продолжать занятия, однако адвокатская карьера его мало привлекает, вскоре он вовсе отказывается от нее и обращается к журналистской деятельности. С 1950 по 1954 г. Маркес работает репортером. Тогда же выходит его повесть «Палая листва», в которой впервые появляется городок Макондо, так напоминающий родную Аракатаку. Вместе с миром Макондо приходит и тема одиночества, центральная в творчестве писателя. В июле 1955 г. в качестве корреспондента газеты «Эль Эспектадор» Маркес приезжает в Европу: работает в Риме, где занимается на режиссерских курсах в Экспериментальном кинематографическом центре, из Рима переезжает в Париж, где остается на несколько лет из-за переворота, произошедшего на родине. Здесь он создает повесть «Полковнику никто не пишет» — отдельным изданием книга выходит в 1961 г.

Повесть отмечена влиянием Хемингуэя, о чем Маркес сам неоднократно говорил, но сказался и репортерский опыт автора. Его произведения отличают удивительный лаконизм, «снайперская точность языка», ощущение емкости и многомерности слова. Эта повесть об одиночестве и о стоическом противостоянии человека абсурдности бытия, бюрократическому равнодушию, о вере в торжество справедливости.

Работая корреспондентом различных латиноамериканских газет, Маркес объездил многие страны Европы, некоторое время жил в Венесуэле, а с 1961 г. обосновывается в Мексике, где заканчивает роман «Недобрый час». Предметом художественного исследования Маркеса становится тема насилия и его разлагающего влияния на личность. Воспоминания детства и мысли о фатальной связи насилия и одиночества преследуют Маркеса, требуя художественного воплощения. Так появляется сборник рассказов «Похороны Большой Мамы» (1962). После выхода в свет сборника Маркес на некоторое время отходит от литературы, пробует реализовать свои силы в кинематографе, но убеждается, что поистине безграничными возможностями обладает только роман.

Один из лучших его романов — «Сто лет одиночества» — увидел свет в 1967 г. в Буэнос-Айресе. Успех был ошеломляющим, в мире заговорили о новой эпохе в истории романа и реализма. На страницах многочисленных литературоведческих работ замелькал термин «магический реализм» — так определяли повествовательную манеру, присущую роману Маркеса и произведениям многих латиноамериканских писателей. «Магический реализм» характеризуется неограниченной свободой, с которой писатели Латинской Америки сращивают сферу заземленности быта и сферу сокровенных глубин сознания.

В 1972 г. появляется сборник рассказов «Невероятная и грустная история о простодушной Эрендире и ее жестокосердной бабке». Маркес приступает к всестороннему исследованию проблемы власти, блестящее воплощение которой даст в романе «Осень патриарха» (1975). Этот роман стал гротескным обобщением фактов насилия и деспотизма, которыми столь богата история человечества. В центре романа история сильной личности, провозгласившей произвол единственным законом существования. В 1981 г. увидела свет «История одной смерти, о которой знали заранее», а в 1982 г. писателю была присуждена Нобелевская премия. В 1972 г. Маркес стал обладателем международной премии имени Ромуло Гальегоса.

В 1999 г. Гарсиа Маркес заболел раком лимфы, был прооперирован, долго лечился в Мексике и США. Его длительное отсутствие привело к тому, что однажды по ошибке было объявлено о его кончине. В конце прошлого года писатель появился на публике и вот теперь — автобиографическая повесть.
 


Похожие позиции: