ИИЦ «История Фамилии» осваивает научное наследие академика Д. С. Лихачева

На первой международной научно-практической конференции «Новгородика. К 100-летию Д. С. Лихачева», открывшейся 20 сентября в Великом Новгороде, участники форума с большим интересом выслушали и обсудили научный доклад генерального директора Информационно-исследовательского центра «История Фамилии» Владимира Олеговича Максимова «Дуализм русской антропонимической системы в свете работ Д. С. Лихачева по истории духовной традиции Руси и России».

В своём докладе В. О. Максимов подчеркнул, сколь велико научное наследие академика Д.С.Лихачёва, поскольку труды этого великого учёного – важнейший «камертон» исследований по самому широкому спектру проблем истории русской культуры и духовности Руси и России. Они помогают и в многоплановом исследовании русской антропонимической системы как особого явления отечественной культуры, представляющего собой естественный сплав христианских и языческих начал и историко-культурных традиций: «Одним из счастливейших моментов принятия христианства на Руси было то, что распространение христианства шло без особых требований и научений, направленных против язычества… именно это обстоятельство и способствовало мирному вхождению христианства в народную жизнь и не позволило церкви занимать резко враждебных позиций по отношению к языческим обрядам, а напротив, постепенно вносить в язычество христианские идеи, а в христианстве видеть мирное преображение народной жизни» (Д. С. Лихачев. Крещение Руси и государство Русь).

В. О. Максимов напомнил аудитории, что именник древних русичей был необычайно разнообразен, а внутренний смысл имён был «прозрачен». С крещением Руси восточные славяне получили и новый (христианский) именник, которому предстояло заменить систему языческих личных именований. Однако в результате произошел переход языческих имён в разряд мирских, возникла чёткая граница между духовным (крестильным) именем, имеющим особое назначение, и вторым именованием человека – бытовым, приземлённым, ср. упоминание о новгородском посаднике в 1056-57 гг. в древнейшем из известных нам «русских» списков Евангелия: «в крЬщении Иосиф, а мирьскы Остромиръ». Древние обряды менялись, были приурочены к новым датам; на основе церковного сложился народный календарь. Он «соединил» церковные даты с традиционным хозяйственным календарём, которому были близки мирские имена наших предков: Коляда, Масленица, Вешняк, Яровой, Озимый, Мороз, Зорька, Суморок. В этот именник органично «вписались» и христианские термины: Постник, Мясоед, Свято (церковный праздник). Обычай двуимённости сохранился, но она приобрела новый смысл, стала инструментом соединения в имени человека двух начал – языческого и христианского, ибо русский человек чувствовал свою близость и к небесам, и к Матери-земле. Но такое мироощущение уже нельзя было назвать двоеверием.

Особый интерес у участников конференции «Новгородика» вызвал тот раздел доклада В. О. Максимова, который был посвящен богатейшему материалу, содержащемуся в этом плане в русских фамилиях. Считается, что в XVIII в. мирские имена всё-таки вышли из употребления, а массовый процесс образования фамилий начался лишь в XIX веке. Однако исследованиями, проводящимися в ИИЦ «История Фамилии», выявлен большой процент фамилий, образованных от мирских имён.

Живое обсуждение вызвал зательный раздел доклада, в котором В. О. Максимов отметил, что в начале XXI века происходит возвращение в официальный именник исторически проверенных национальных имён и заметное оскудение именника неофициального общения. Получат ли эти две тенденции дальнейшее развитие, зависит от того, в каком направлении будет развиваться само российское общество.


Похожие позиции: